Школьная готовность, или школьная зрелость – понятие, которое складывается из многих составляющих. Речь идет не столько о знаниях, которыми необходимо обладать при поступлении в первый класс, а о комплексном состоянии ребенка, которое подразумевает под собой физиологическую, эмоционально-волевую, интеллектуальную, и личностно-социальную готовность.
Физиологическая готовность включает развитие пространственной и зрительно-двигательной координации, умение длительно удерживать статистическую позу в положении сидя, держать осанку, подготовленность руки к овладению письмом (захват и нажим карандаша).
Эмоционально-волевая готовность – это способность ребенка соблюдать определенные правила, заниматься определенным видом работы в течение установленного времени, не отвлекаясь на внешние раздражители, умение контролировать поведение.
Интеллектуальная готовность подразумевает, что к моменту поступления в школу у ребенка сформирован определенный набор знаний об окружающем мире. Ребенок должен обладать определенным словарным запасом, понимать и объяснять смысл прочитанного в соответствии с возрастом.
Личностно-социальная готовность — это умение ребенка выстраивать новые социальные связи, общаться и взаимодействовать с учителем и сверстниками. Социальная готовность подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно.
О готовности ребенка к школе говорит и сформированная внутренняя позиция будущего ученика. Это ориентация не на внешнюю атрибутику (школьный рюкзак, форма, красивый пенал), а стремление к новым знаниям и любознательность.
Чтобы ребенок полностью адаптировался к школьной среде и не чувствовал стресса во время обучения, начать подготовку лучше за один-два года до желаемого времени поступления.
Развитие физических навыков лучше всего идет во время активных игр, бега, выполнения простых упражнений на координацию. Большую роль на этапе физического формирования играют спортивные секции для дошкольников. Необходимо следить за тем, как ребёнок справляется с разными видами активности, спортивным инвентарем и другими предметами и в зависимости от этого подбирать для него подходящие игры.
Эмоционально-волевую готовность хорошо тренируют игры по правилам – настольные, подвижные, творческие.
Интеллектуальная готовность подразумевает умение задавать вопросы и отвечать на них, пересказывать своими словами сюжет произведений, логически мыслить, иметь широкий круг знаний. Научить этому ребенка помогут развивающие игры, простые задачи для дошкольников, а также увлекательные опыты и эксперименты. Рекомендуется больше читать и делать это не только перед сном, чтобы можно было обсудить с ребенком прочитанное. Разные литературные произведения позволяют развить активный и пассивный словарный запас. Выразительное чтение также формирует у ребенка навык адекватной демонстрации собственного эмоционального состояния. Полезно обсуждать смысл прочитанного, просить ребенка объяснять поведение персонажей.
Социальная готовность во многом определяется атмосферой в семье и тем, как ближайшее окружение ребенка выстраивает коммуникацию. У общительных и открытых родителей, как правило, дети раньше оказываются подготовленными к общению с учителями и одноклассниками. Кроме этого, на формирование социальной готовности к школе влияет обстановка в детском саду, умение ребёнка общаться в неформальной обстановке.
Уважаемые взрослые, помните, что самым важным в подготовке ребенка к школе является ощущение безопасности и любви, поддерживайте его, показывайте, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь!