Подключение речевого процессора проводится в сроки 4-6 недель после оперативного вмешательства.

Сессии настроек речевого процессора кохлеарного импланта проводятся через каждые 3, 6, 9, 12, 18, 24 месяцев после подключения речевого процессора к кохлеарному импланту, а в дальнейшем, при отсутствии жалоб у пациента – раз в год. При необходимости могут проводится внеплановые изменения индивидуальной карты стимуляции речевого процессора.

 В этой работе участвует как сурдолог, так и сурдопедагог. 

Сурдолог подключает речевой процессор и объективно с помощью специальной компьютерной аппаратуры оценивает работу внутренней части (импланта), определяет параметры порогового уровня (минимальное значение электростимуляции, при котором человек начинает слышать) и комфортного уровня (максимальное значение электростимуляции, при котором возникает ощущение громкого звука без дискомфорта). При проведении подключения речевого процессора проводится регистрация ответа от слухового нерва на электрическую стимуляцию и в этот момент ребенок слышит сигналы разной интенсивности и частоты, в ответ на которые у него появляются реакции.

Сурдопедагог оценивает реакции ребенка:

  • безусловные ориентировочные реакции (например: замирание, активизация движений, движения глаз в сторону стимулируемого уха, поиск источника звука, поворот головы, улыбка, смех и т.п.) ребенка при электростимуляции в процессе программирования речевого процессора;
  • вырабатывает у ребенка условно-рефлекторную двигательную реакцию на звук (например: в ответ на сигнал маленький ребенок надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т.п.);
  • выделяет и анализирует непроизвольные и произвольные реакции ребенка на разнообразные звуки, что необходимо для оценки эффективности работы речевого процессора и системы кохлеарного импланта в целом;
  • учит родителей замечать и фиксировать в дневнике наблюдений изменения в поведении ребенка – его непроизвольные и произвольные реакции на разнообразные звуки;
  • учит ребенка определять силу звучания (громко/тихо); количество звучаний; их длительность (долго/кратко), высоту (высоко/низко) и т.д. для уточнения в будущем режима настройки.

С учетом полученных результатов сурдолог уточняет оптимальную программу речевого процессора.

Реабилитационные мероприятия

Реабилитационный прогноз у ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень поражения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а также своевременность и адекватность коррекционных мероприятий, направленных на мобилизацию остаточных функциональных возможностей пострадавшего слухового анализатора.

Вместе с тем, даже самые современные хирургические методы и технические средства не позволяют глухим детям сразу же после подключения речевого процессора системы кохлеарной имплантации или слухового аппарата адекватно различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях, поскольку они не компенсируют функцию слуховой коры, а лишь обеспечивают доставку акустической информации к мозгу. Поэтому после применения имплантационных технологий или слухопротезирования ребенок нуждается в комплексной, систематической и четко структурированной помощи по формированию и развитию слухового восприятия, речи и разнообразных невербальных навыков, необходимых для его полноценной социальной интеграции.

Успешная работа с ребенком должна проводиться командой специалистов различных профилей (врачей сурдологов-оториноларингологов, сурдопедагогов, учителей дефектологов, логопедов, психологов).

Главной целью программы реабилитации ребенка с нарушением слуха после кохлеарной имплантации является формирование/восстановление и дальнейшее развитие слухового восприятия, устной речи и невербальных навыков, необходимых для полноценной социальной интеграции детей после кохлеарной имплантации, с учетом их индивидуальных особенностей.

Основными мероприятиями комплексной медико-педагогической реабилитации детей с нарушением слуха после операции кохлеарной имплантации являются:

— Первое подключение и настройка речевого процессора системы КИ;

— Сессии повторных настроек речевого процессора системы КИ;

— Регулярное медико-психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение

Основными задачами педагогов в работе с ребенком после кохлеарной имплантации являются:

 — Развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ (развитие умения обнаруживать, различать, узнавать множество неречевых и речевых (слова, звуки речи, фразы) сигналов; накопление слуховых образов этих сигналов в памяти ребенка);

— Развитие коммуникативных навыков (способности взаимодействовать с окружающими людьми, используя доступные формы общения);

 — Развитие языковой системы (необходимо научить ребенка значению множества слов, их звуковому составу, правилам изменения и соединения слов в предложении; накопить всю эту информацию в памяти ребенка);

 — Развитие устной речи (умение порождать мысль, которую ребенок хочет сообщить, и преобразовывать эту мысль в последовательность речевых единиц; формирование двигательных программ артикуляторных органов, обеспечивающих произнесение звуков речи с соответствующими акустическими характеристиками);

— Развитие невербальных навыков, которые у глухих детей обычно формируются с нарушениями (двигательная активность, мышление, внимание, память, эмоциональноволевая сфера).

 — Психологическое сопровождение и поддержка ребенка и его близких.

После подключения речевого процессора важно, чтобы ребенок находился дома с семьей. Так как именно в домашних условиях возможно качественно формироваться эмоциональное общение на новой сенсорной основе, в ходе совместной деятельности всех членов семьи. Ребенку важно научиться реагировать на звуки. В процессе повседневной деятельности необходимо знакомить ребенка с окружающими звуками. Любая реакция ребенка на звук должна поощряться родителями, подкрепляться визуально и действенно.

Перейти к содержимому