Физическое воспитание — не только средство укрепления здоровья, повышения двигательных возможностей, но и мощный фактор коррекции нарушенных функций и возможного приобретения компенсаций. Усилия специалистов по адаптивной физической культуре, работающих с детьми с нарушениями слуха, должны быть направлены, главным образом, на поиск эффективных форм и методов социальной и физической адаптации детей. Поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и, прежде всего, к задержке в речевом развитии. Тугоухость часто сопряжена также с нарушением функции вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения, в свою очередь, влияют на формирование двигательной сферы. В исследованиях Т.В.Розановой были обнаружены проявления вестибулярной дисфункции в 62% случаев нарушения слуха. Дети с нарушениями слуха отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, а также нарушениями двигательной деятельности. В исследованиях ряда авторов было отмечено, что у детей с нарушениями слуха время простой двигательной реакции замедлено, отмечается некоторая дискоординация движений.

В исследованиях Д.Ф.Мосунова, А.В.Кубасова, Л.Я.Ковалевой (2004) доказана высокая эффективность средств плавания в реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Специфическое воздействие водной среды на вестибулярный, опорно-двигательный аппараты, ЦНС, вегетативные и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребёнка. Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, оказывает положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психику детей-инвалидов.

В Детском городском сурдологическом центре слухоречевая реабилитация детей раннего возраста дополнена компонентом адаптивной физической культуры. Эти средства используются в двух направлениях:

  1. Гидровибрационная стимуляция у детей раннего возраста с высокой степенью тугоухости для выработки условно-рефлекторной двигательной реакции.
  2. Гидрореабилитация для детей с сопутствующей неврологической патологией.

Гидровибрационная стимуляция

Первые звуковые ощущения у глухого ребенка возникают только после проведения кохлеарной имплантации – в лучшем случае в возрасте 1 года и старше. Кроме того, для адекватной настройки необходима выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звуки, которая начинается после подключения речевого процессора и может продолжаться несколько месяцев. При этом весь предшествующий период отсутствия звуковой стимуляции приводит к процессам депривации в коре головного мозга.

Метод гидровибрационной стимуляции заключается в применении вибрации воды для выработки поведенческих реакций на внешние стимулы у детей с врожденной глухотой. Разработка позволяет «сдвинуть» начало стимуляции слуховых зон мозга на период подготовки к операции и начать ее уже в первые месяцы жизни, выработать условно-рефлекторную двигательную реакцию на звуки значительно раньше, до кохлеарной имплантации. Технически идея реализуется посредством специально разработанных подводных динамиков в бассейне. Динамики, создавая звуковое давление, приводят к вибрации воды. Эта вибрация воспринимается кожей глухого ребенка, причем ощущения сходны со слуховыми.

Проводится курс занятий в детском бассейне, в процессе которых через воду подаются различные сигналы. В результате у детей с глухотой вырабатывается условно-рефлекторная двигательная реакция на низкочастотные звуки. После кохлеарной имплантации выработанная реакция на гидровибрационные стимулы легко преобразуется в реакцию на звуки. В результате внедрения метода среднее количество настроечных сессий речевого процессора снизилось в 2 раза, количество занятий с сурдопедагогом после кохлеарной имплантации, необходимое для выработки реакций на звуки, снизилось в 2,5 раза, а количество дней до появления реакций на звуки в импланте – в 4 раза. Полученные результаты позволяют сделать вывод о сокращении сроков слухоречевой реабилитации и о повышении ее эффективности. Метод запатентован и активно применяется в практике Детского сурдоцентра.


Гидрореабилитация при сопутствующей неврологической патологии

На занятиях в бассейне у ребенка с нарушенным слухом происходит:

— развитие двигательной координации, равновесия, двигательной памяти, проприорецептивной чувствительности, произвольного контроля тела и его расположения в пространстве;

-способности выполнения движений и серии движений по подражанию за взрослым, способности быстро переключаться от одного движения к другого, способности выполнять групповые инструкции, следить за ведущим в групе;

-развитие произвольного контроля дыхания;

-развитие понимания значения слов –команд, названий частей тела, движений;

— вызывание вокализаций у неговорящих детей, умения произносить слова у говорящих.

Рекомендуемый курс – 10 занятий.

Длительность занятий от 15-30 мин, в зависимости от возраста и состояния ребенка.

Перейти к содержимому