Поведенческие методы исследования слуха
Помимо объективной диагностики очень важно подтвердить диагноз поведенческими методами, поскольку именно они показывают, как именно слышит ребенок. Суть поведенческой аудиограммы – найти самый тихий уровень звукового сигнала, который слышит ребенок (порог слуха). У маленьких детей сделать это нелегко, поэтому специалисты «подстраивают» методику под возраст ребенка:
Для успешного определения порогов слуха прежде всего нужно выработать условно-рефлекторную двигательную реакцию на звук (УРДР) — выполнение определенного действия (положить шарик в корзинку, подвигать машинку и т.д.) в ответ на звуковой сигнал пороговой интенсивности. Эта реакция вырабатывается на занятиях с сурдопедагогом (вот почему так важно участие сурдопедагога в процессе диагностики слуха и слухопротезирования!), а также дома родителями.
Рекомендуется следующая последовательность обучения ребенка УРДР:
1. Учим ребенка выполнять действие, когда он видит движение взрослого, которое вызывает звук (громкий и точно слышимый ребенком!): барабан, хлопки, голос.
2. Учим ребенка ждать сигнал: не выполнять действие, пока не услышит.
3. Учим ребенка выполнять действие в ответ на звук только на слух: подавайте громкие звуки из-за спины ребенка.
4. Учим ребенка показывать, что он не слышит звук: показывайте жестом, своим примером: «Нет, не слышу!», появился звук: «Ура! Я слышу!».
5. Учим ребенка прислушиваться и реагировать не только на громкий, но и на тихий звук: увеличивайте расстояние, уменьшайте громкость подаваемых сигналов.
6. Учим различать тихие и громкие звуки: используйте разные игрушки (большой и маленький колокольчик, баночки с горохом и манкой).
После этого проводят аудиометрию, подавая тоны разных частот через внутриушные или головные телефоны, а ответы ребенка оцениваются по выполнению соответствующего действия.