Процесс развития ребёнка характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. Основной целью для родителей, которые занимаются с малышом дома, является развитие речи и слуха ребёнка в игровой и ежедневной бытовой деятельности. Ребенок с нарушенным слухом познает мир обязательно с помощью взрослого человека. Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится слушать и говорить.
Дома и на улице всегда есть то, что можно услышать (музыкальные инструменты, предметы, издающие звук, птицы и транспорт), и то, что можно исследовать (банки, продукты, вода, песок, одежда). Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, обязательна наглядность и при необходимости сопровождение слова элементарными жестами.
С помощью различных упражнений в виде игры готовьте малыша к социальным навыкам: участие в процессе одевания и раздевания; участие в мытье и вытирании рук, участие в чистке зубов, уборке квартиры.
Говорите простыми словами и фразами, чётко, дети должны видеть ваше лицо. Играйте, будьте доброжелательны, эмоциональны, отзывчивы.
Ниже приведены примеры упражнений, которые помогут вам организовать занятия с неслышащим ребёнком раннего возраста дома.
Зеркало
Цель. Учить ребёнка внимательно следить за движениями и мимикой взрослого, подражать им.
Организация упражнения. Взрослый показывает медленно простые движения (хлопает руками перед собой, над головой, ставит руки на пояс и приседает и т. п.), изменяет мимику (хмурится, улыбается), произносит звуки (например гласные). Ребёнок повторяет.
Собачка спряталась
Цель. Развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы и звуки.
Оборудование. Игрушка-собака.
Организация упражнения. Взрослый показывает ребёнку собаку. «Это собака, ав-ав». Собака убегает и прячется. Находится подходящее место – обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Взрослый сажает туда игрушку, предлагает ребёнку найти игрушку. Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать собаку. Можно использовать звучащие игрушки и предметы и искать их, ориентируясь на звук. Можно спрятаться самому и позвать ребёнка голосом.
Кто как кричит
Цель. Научиться различать звукоподражания животных.
Оборудование. игрушки (кошка, собака, птичка, лягушка, петух и др. ).
Организация упражнения. Взрослый показывает игрушки и произносит звукоподражания: «Мяу», «ав-ав», «пи-пи-пи», «ква-ква», «ку-ка-ре-ку»,– и одновременно действует той или иной игрушкой: передвигает по столу (для детей 1 года-2 игрушки, для детей 2 лет-4,5 игрушек). После этого предлагает ребёнку внимательно послушать, кто говорит. Он произносит, например, «мяу» и спрашивает, кто это. Ребёнок показывает игрушку, повторяет звукоподражание.
Где звучит
Цель. Искать источник звука
Оборудование. Телефон, стук в дверь, дверной звонок, звук пылесоса.
Организация упражнения. Папа звонит в дверь, мама с ребёнком ищут звук и смотрят кто пришёл.
Успехов Вам и удачи!