Дошкольное детство – один из важнейших периодов развития ребёнка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. В период дошкольного детства формируется личность ребёнка, основы мировоззрения: представления о себе, об окружающем мире, об отношениях между людьми. Активно познавая окружающий мир и накапливая новый опыт, ребёнок овладевает новыми для него сферами деятельности. Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность, он развивается и познаёт мир через процесс игры.

Родители и специалисты могут ориентироваться на следующие показатели развития ребёнка – дошкольника:

К 3 годам психические процессы ребёнка: внимание, память и мышление  уже  хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Рассказывая о событиях дня, ребёнок может приукрасить реальность.  Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

Умственное развитие:

  • способен концентрировать внимание на одном задании до 5 минут;
  • составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
  • сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку;
  • умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов;
  • собирает пирамидку, учитывая величину колец;
  • из кубиков составляет башню, стараясь ставить их ровно;
  • владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
  • знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов  и прочее.
  • сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

Речевое развитие:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя некоторые предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы;
  • вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.

Развитие моторики:

  • собирает по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
  • надевает бусины на нитку;
  • лепит шарики из пластилина;
  • режет бумагу ножницами;
  • собирает мозаику.

Двигательные навыки:

  • уверенно и быстро бегает;
  • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
  • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
  • сам забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
  • ходит задом наперед;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • держит равновесие;
  • кувыркается вперед и назад.

Бытовые навыки:

  • сам уверенно одевается, может различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
  • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
  • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
  • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
  • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Социальные навыки:

  • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
  • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
  • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
  • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

3-х летний ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

В 4-х летнем возрасте у детей наглядно-действенное мышление дополняется наглядно-образным, а так как память связана с  эмоциями,  малыш лучше всего запоминает эмоционально значимые для него события. Развитие памяти, мышления, внимания напрямую зависит от того, как и сколько взрослые занимаются с малышом.

Умственное развитие:

  • хорошо ориентируется в пространстве, различает право, лево, верх, низ;
  • запоминает основную сюжетную линию сказки, рассказа;
  • придумывает логический конец заданной сюжетной линии;
  • сравнивает предметы по форме, размеру, цвету;
  • знает время суток, времена года, умеет рассказать, чем они отличаются друг от друга;
  • знает названия животных, предметов, деталей одежды и т.д.;
  • угадывает предмет или животное по словесному описанию;
  • выполняет несложные задания по образцу;
  • находит выход из нарисованного лабиринта;
  • понимает, каких элементов не хватает на рисунке;
  • умеет сосчитать количество предметов на картинке в пределах пяти; сравнивает группы предметов, используя понятия «один», «много», «мало»;
  • знает, как выглядят цифры от 1 до 5.

Речевое развитие:

  • говорит предложениями из 4-8 слов;
  • умеет согласовывать части речи между собой;
  • ведёт диалог со сверстниками и взрослыми;
  • умеет описать предмет;
  • умеет составлять короткий рассказ по картинкам;
  • пересказывает небольшие произведения, пользуясь подсказками и наводящими вопросами;
  • знает предлоги и понимает их;
  • умеет определять первый звук в словах;
  • знает некоторые буквы.

Развитие моторики:

  • уверенно держит в руке ложку, карандаш, кисточку;
  • раскрашивает рисунок, не выходя на контурную линию;
  • вырезает ножницами фигуру по контуру;
  • обводит карандашом, ручкой или фломастером трафарет;
  • лепит из глины и пластилина, соединяет слепленные элементы в единую фигуру;
  • продевает шнурок через отверстия.

Двигательные навыки:

  • быстро и уверенно бегает, легко меняя направление, темп, преодолевая препятствия;
  • держит равновесие, стоя на одной ноге;
  • ходит по бордюру, бревну, наклонной доске;
  • прыгает на одной и двух ногах вперед, в сторону, с разбега;
  • залезает по вертикальной лестнице, висит на перекладине;
  • ходит на цыпочках, внешней, внутренней стороне стопы;
  • ходит задом наперед, повернув голову назад;
  • катается на самокате.

Изобразительная деятельность:

  • рисует карандашами, фломастерами, красками;
  • раскрашивает раскраски;
  • умеет передавать на рисунке основные детали (на лице – нос, рот, глаза, уши);
  • умеет нарисовать человека, животное, дерево.

Бытовые навыки:

  • чистит зубы, полощет рот;
  • принимает душ;
  • самостоятельно ходит в туалет;
  • сморкается в носовой платок и вытирает нос и рот;
  • пользуется расческой;
  • застегивает и расстегивает пуговицы, молнии, липучки;
  • пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, кружкой);
  • знает, где лежат разные вещи (туалетные принадлежности, посуда, одежда);
  • понимает, какие вещи можно брать, а какие нельзя;
  • убирает игрушки, складывает одежду.

Пятилетний возраст считается важным этапом в жизни малыша, поскольку в это время уже начинается подготовка к школе. Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно их усваивают.  Знания об окружающем мире пополняются в процессе общения малыша со взрослыми. Чем больше ответов на свои вопросы получает ребенок, тем лучше он  развивается. Основной деятельностью 5-летнего ребёнка остаётся игровая, поэтому начинать подготовку к школе нужно тоже в виде игры. Слишком серьезный подход к занятиям может отбить у будущего школьника интерес к учебе.

Умственное развитие:

  • сосредоточивает  внимание на текущем задании не менее 10 минут;
  • находит лишний предмет в группе подобных и объясняет свой выбор;
  • выделяет определенный признак предмета, группирует предметы по этому признаку;
  • придумывает логическое продолжение начатого рассказа;
  • соотносит предметы с геометрическими фигурами, на которые они похожи (солнце – круг, крыша дома – треугольник).

Математические навыки:

  • считает от 0 до 10 и обратно;
  • знает, как выглядят цифры от 0 до 10, умеет их писать;
  • считает предметы в пределах десяти штук;
  • знает и применяет элементарные арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах 10;
  • использует в речи числительные;
  • умеет называть и рисовать основные геометрические фигуры;
  • знает основные правила дорожного движения;
  • умеет различать живую и неживую природу.

 Речевое развитие:

  • знает свой возраст, возраст  родителей,  их профессию и место работы;
  • знает свой домашний адрес, город и страну;
  • отгадывает простые загадки, понимает и объясняет смысл некоторых пословиц и поговорок;
  • знает наизусть несколько стихов;
  • последовательно рассказывает о происходящих событиях;
  • придумывает рассказ по сюжетным картинкам.

Развитие моторики:

  • ровно складывает бумажный лист в два-четыре раза;
  • переводит рисунки через кальку или копирку;
  • бьёт молотком по гвоздю;
  • собирает конструктор знает названия овощей, фруктов, умеет определить вкус каждого из;
  • завязывает шнурки.

Двигательные навыки:

  • пробегает расстояние 40–50 метров без остановки;
  • уверенно ходит по гимнастической доске;
  • ловит мяч в воздухе, забрасывает его в цель;
  • прыгает  в высоту и длину, перепрыгивает через препятствия;
  • висит и подтягивается на шведской стенке, взбирается по ней;
  • прыгает на скакалке.

Изобразительная деятельность:

  • рисует человека, животное,  сюжетный  рисунок;
  • соблюдает пропорции на рисунке;
  • лепить фигурки на заданную тематику из пластилина или глины;
  • вырезает ножницами фигуры из бумаги, делает аппликации.

Бытовые навыки:

  • самостоятельно одевается и раздевается, застегивает и расстегивает все виды застежек;
  • содержит в порядке игрушки и одежду;
  • выполняет несложные поручения (достать белье из стиральной машины, покормить кошку, полить цветок);
  • имеет элементарные навыки сервировки стола;
  • помогает украшать квартиру к празднику.

Социальные навыки:

5-летний ребенок активно социализируется. Он учится выстраивать отношения с окружающими людьми: четко знает, как нужно вести себя со сверстниками и со взрослыми. Умеет контролировать свое поведение и эмоции, высказывать личное мнение. Дети-пятилетки четко понимают гендерные отличия, знают особенности мужских и женских ролей.

Шесть лет –  старший дошкольный возраст. 6-летние мальчики начинают примерять на себя шаблоны, свойственные мужскому поведению: отвага, мужество, умение брать на себя ответственность, заступаться за более слабых. Девочкам больше нравятся ролевые и подражательные игры с выполнением чётко сформированных функций и задач. Игры в «дочки-матери», «школу», «кухню» способствует более ускоренному развитию коммуникационных способностей, усидчивости и аккуратности. В стремлении быть похожей на маму или сестру девочка примеряет на себя женские роли, проявляет интерес к кухонному мастерству, уборке и нарядам. Нет ничего страшного в том, если девочка любит более «мальчишеские» занятия или мальчик предпочитает «девичьи игры». Дети в этом возрасте познают мир и интересуются всем, что их окружает.

Умственное развитие:

  • может беспрерывно заниматься чем-то (упражнением, игрой) дольше 15 минут;
  •  устанавливает причинно-следственные связи и отделяет события прошлого от событий будущего;
  • подвергает предметы и события анализу, обобщает, сортирует; противопоставляет и сравнивает предметы и события;
  • придумывает, чем бы мог закончиться рассказ или фильм, если бы герой поступил иначе;
  • распознаёт цвета и соотносит оттенки;
  •  различает и называет геометрические фигуры, а также разделяет предметы на составляющие (у домика дверь прямоугольная, окна квадратные, а крыша треугольная);
  • знает основные пространственные понятия: сверху, снизу, справа, слева, между;
  • выносит из ситуации урок, делает выводы.

Математические навыки:

  • решает простые примеры на сложение и вычитание и оперирует ими в быту (может поровну поделить конфеты, расставить на стол тарелки, согласно количеству гостей).

Речевое развитие:

  • знает названия дней недели и месяцев в году;
  • знает, сколько дней в неделе, недель в месяце, месяцев в году;
  • производит простой звуковой анализ слов;
  • пишет буквы и цифры или хотя бы часть из них;
  • употребляет в речи простые и сложные предлоги;
  • образовывает сравнительные степени от прилагательных;
  • использует в активном словаре антонимы, синонимы, родовые понятия;
  • умеет кратко пересказывать увиденное или прочитанное, отделяя первостепенное от второстепенного;
  • способен коллективно фантазировать со сверстниками, совершенствуя и дополняя правила игры;
  • умеет рассказать о себе;
  • знает, как поддержать разговор со сверстником или взрослым;
  • способен на длинный монолог;
  • запоминает и использует полученную информацию в диалоге.

Социальные навыки:

  • здоровается и прощается;
  • благодарит за услуги и подарки;
  • стремиться быть понятым как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников;
  • проявляет симпатию и антипатию к людям;
  • активно включается в коллективную деятельность;
  • проявляет целеустремлённость и терпение, при воплощении поставленной задачи.

В 6 лет ребёнок уже чётко осознаёт собственное «я», умеет анализировать и отдавать себе отчёт в собственных действиях, ставить цели, а также чётко объяснять свои чувства. Формируются такие качества, как любознательность, сострадание, проявление заботы, самоуважение. Самооценка строится,  исходя из анализа внешней оценки как взрослых, так и сверстников, и имеет тенденцию расти. В общении со сверстниками начинает просматриваться склонность к экстраверсии (предпочитает проводить время в компании, легко заводит новые знакомства и дружбу) и интроверсии (любит играть в одиночестве, имеет довольно узкий круг общения). По-разному общается с родителями, воспитателями и ровесниками. Знает, что можно сказать постороннему, а что нельзя. Память шестилетнего ребёнка развита на довольно высоком уровне. Он с лёгкостью запоминает тексты любимых песен, реплики персонажей из любимых сказок и с жадностью впитывает всё то, что вызывает у него какой-либо интерес или симпатию. Из-за того, что любая информация «фильтруется» личным отношением и предпочтениями, возникают первые трудности с пониманием и запоминанием неинтересных «школьных» предметов.

Уважаемые взрослые! Не заставляйте ребёнка «зазубривать» информацию, не поддавая её анализу. Способствуйте формированию у ребёнка мотивации учиться новому!

Перейти к содержимому