Дошкольное детство – один из важнейших периодов развития ребёнка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. В период дошкольного детства формируется личность ребёнка, основы мировоззрения: представления о себе, об окружающем мире, об отношениях между людьми. Активно познавая окружающий мир и накапливая новый опыт, ребёнок овладевает новыми для него сферами деятельности. Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность, он развивается и познаёт мир через процесс игры.
Родители и специалисты могут ориентироваться на следующие показатели развития ребёнка – дошкольника:
К 3 годам психические процессы ребёнка: внимание, память и мышление уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Рассказывая о событиях дня, ребёнок может приукрасить реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.
Умственное развитие:
- способен концентрировать внимание на одном задании до 5 минут;
- составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
- сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку;
- умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду;
- собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов;
- собирает пирамидку, учитывая величину колец;
- из кубиков составляет башню, стараясь ставить их ровно;
- владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
- знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов и прочее.
- сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Речевое развитие:
- правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
- составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя некоторые предлоги;
- предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
- запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
- легко узнает и называет знакомые ему предметы;
- составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
- употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
- знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
- различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
- ведет диалог, связно отвечает на вопросы;
- вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
Развитие моторики:
- собирает по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
- надевает бусины на нитку;
- лепит шарики из пластилина;
- режет бумагу ножницами;
- собирает мозаику.
Двигательные навыки:
- уверенно и быстро бегает;
- играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
- легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
- сам забирается на горку и скатывается с нее;
- держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
- ходит задом наперед;
- ездит на трехколесном велосипеде;
- держит равновесие;
- кувыркается вперед и назад.
Бытовые навыки:
- сам уверенно одевается, может различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
- знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
- расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
- убирает за собой игрушки, расставляет их по местам;
- самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
- использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
- моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
- снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Социальные навыки:
- ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
- воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
- во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
- в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».
3-х летний ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».
В 4-х летнем возрасте у детей наглядно-действенное мышление дополняется наглядно-образным, а так как память связана с эмоциями, малыш лучше всего запоминает эмоционально значимые для него события. Развитие памяти, мышления, внимания напрямую зависит от того, как и сколько взрослые занимаются с малышом.
Умственное развитие:
- хорошо ориентируется в пространстве, различает право, лево, верх, низ;
- запоминает основную сюжетную линию сказки, рассказа;
- придумывает логический конец заданной сюжетной линии;
- сравнивает предметы по форме, размеру, цвету;
- знает время суток, времена года, умеет рассказать, чем они отличаются друг от друга;
- знает названия животных, предметов, деталей одежды и т.д.;
- угадывает предмет или животное по словесному описанию;
- выполняет несложные задания по образцу;
- находит выход из нарисованного лабиринта;
- понимает, каких элементов не хватает на рисунке;
- умеет сосчитать количество предметов на картинке в пределах пяти; сравнивает группы предметов, используя понятия «один», «много», «мало»;
- знает, как выглядят цифры от 1 до 5.
Речевое развитие:
- говорит предложениями из 4-8 слов;
- умеет согласовывать части речи между собой;
- ведёт диалог со сверстниками и взрослыми;
- умеет описать предмет;
- умеет составлять короткий рассказ по картинкам;
- пересказывает небольшие произведения, пользуясь подсказками и наводящими вопросами;
- знает предлоги и понимает их;
- умеет определять первый звук в словах;
- знает некоторые буквы.
Развитие моторики:
- уверенно держит в руке ложку, карандаш, кисточку;
- раскрашивает рисунок, не выходя на контурную линию;
- вырезает ножницами фигуру по контуру;
- обводит карандашом, ручкой или фломастером трафарет;
- лепит из глины и пластилина, соединяет слепленные элементы в единую фигуру;
- продевает шнурок через отверстия.
Двигательные навыки:
- быстро и уверенно бегает, легко меняя направление, темп, преодолевая препятствия;
- держит равновесие, стоя на одной ноге;
- ходит по бордюру, бревну, наклонной доске;
- прыгает на одной и двух ногах вперед, в сторону, с разбега;
- залезает по вертикальной лестнице, висит на перекладине;
- ходит на цыпочках, внешней, внутренней стороне стопы;
- ходит задом наперед, повернув голову назад;
- катается на самокате.
Изобразительная деятельность:
- рисует карандашами, фломастерами, красками;
- раскрашивает раскраски;
- умеет передавать на рисунке основные детали (на лице – нос, рот, глаза, уши);
- умеет нарисовать человека, животное, дерево.
Бытовые навыки:
- чистит зубы, полощет рот;
- принимает душ;
- самостоятельно ходит в туалет;
- сморкается в носовой платок и вытирает нос и рот;
- пользуется расческой;
- застегивает и расстегивает пуговицы, молнии, липучки;
- пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, кружкой);
- знает, где лежат разные вещи (туалетные принадлежности, посуда, одежда);
- понимает, какие вещи можно брать, а какие нельзя;
- убирает игрушки, складывает одежду.
Пятилетний возраст считается важным этапом в жизни малыша, поскольку в это время уже начинается подготовка к школе. Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно их усваивают. Знания об окружающем мире пополняются в процессе общения малыша со взрослыми. Чем больше ответов на свои вопросы получает ребенок, тем лучше он развивается. Основной деятельностью 5-летнего ребёнка остаётся игровая, поэтому начинать подготовку к школе нужно тоже в виде игры. Слишком серьезный подход к занятиям может отбить у будущего школьника интерес к учебе.
Умственное развитие:
- сосредоточивает внимание на текущем задании не менее 10 минут;
- находит лишний предмет в группе подобных и объясняет свой выбор;
- выделяет определенный признак предмета, группирует предметы по этому признаку;
- придумывает логическое продолжение начатого рассказа;
- соотносит предметы с геометрическими фигурами, на которые они похожи (солнце – круг, крыша дома – треугольник).
Математические навыки:
- считает от 0 до 10 и обратно;
- знает, как выглядят цифры от 0 до 10, умеет их писать;
- считает предметы в пределах десяти штук;
- знает и применяет элементарные арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах 10;
- использует в речи числительные;
- умеет называть и рисовать основные геометрические фигуры;
- знает основные правила дорожного движения;
- умеет различать живую и неживую природу.
Речевое развитие:
- знает свой возраст, возраст родителей, их профессию и место работы;
- знает свой домашний адрес, город и страну;
- отгадывает простые загадки, понимает и объясняет смысл некоторых пословиц и поговорок;
- знает наизусть несколько стихов;
- последовательно рассказывает о происходящих событиях;
- придумывает рассказ по сюжетным картинкам.
Развитие моторики:
- ровно складывает бумажный лист в два-четыре раза;
- переводит рисунки через кальку или копирку;
- бьёт молотком по гвоздю;
- собирает конструктор знает названия овощей, фруктов, умеет определить вкус каждого из;
- завязывает шнурки.
Двигательные навыки:
- пробегает расстояние 40–50 метров без остановки;
- уверенно ходит по гимнастической доске;
- ловит мяч в воздухе, забрасывает его в цель;
- прыгает в высоту и длину, перепрыгивает через препятствия;
- висит и подтягивается на шведской стенке, взбирается по ней;
- прыгает на скакалке.
Изобразительная деятельность:
- рисует человека, животное, сюжетный рисунок;
- соблюдает пропорции на рисунке;
- лепить фигурки на заданную тематику из пластилина или глины;
- вырезает ножницами фигуры из бумаги, делает аппликации.
Бытовые навыки:
- самостоятельно одевается и раздевается, застегивает и расстегивает все виды застежек;
- содержит в порядке игрушки и одежду;
- выполняет несложные поручения (достать белье из стиральной машины, покормить кошку, полить цветок);
- имеет элементарные навыки сервировки стола;
- помогает украшать квартиру к празднику.
Социальные навыки:
5-летний ребенок активно социализируется. Он учится выстраивать отношения с окружающими людьми: четко знает, как нужно вести себя со сверстниками и со взрослыми. Умеет контролировать свое поведение и эмоции, высказывать личное мнение. Дети-пятилетки четко понимают гендерные отличия, знают особенности мужских и женских ролей.
Шесть лет – старший дошкольный возраст. 6-летние мальчики начинают примерять на себя шаблоны, свойственные мужскому поведению: отвага, мужество, умение брать на себя ответственность, заступаться за более слабых. Девочкам больше нравятся ролевые и подражательные игры с выполнением чётко сформированных функций и задач. Игры в «дочки-матери», «школу», «кухню» способствует более ускоренному развитию коммуникационных способностей, усидчивости и аккуратности. В стремлении быть похожей на маму или сестру девочка примеряет на себя женские роли, проявляет интерес к кухонному мастерству, уборке и нарядам. Нет ничего страшного в том, если девочка любит более «мальчишеские» занятия или мальчик предпочитает «девичьи игры». Дети в этом возрасте познают мир и интересуются всем, что их окружает.
Умственное развитие:
- может беспрерывно заниматься чем-то (упражнением, игрой) дольше 15 минут;
- устанавливает причинно-следственные связи и отделяет события прошлого от событий будущего;
- подвергает предметы и события анализу, обобщает, сортирует; противопоставляет и сравнивает предметы и события;
- придумывает, чем бы мог закончиться рассказ или фильм, если бы герой поступил иначе;
- распознаёт цвета и соотносит оттенки;
- различает и называет геометрические фигуры, а также разделяет предметы на составляющие (у домика дверь прямоугольная, окна квадратные, а крыша треугольная);
- знает основные пространственные понятия: сверху, снизу, справа, слева, между;
- выносит из ситуации урок, делает выводы.
Математические навыки:
- решает простые примеры на сложение и вычитание и оперирует ими в быту (может поровну поделить конфеты, расставить на стол тарелки, согласно количеству гостей).
Речевое развитие:
- знает названия дней недели и месяцев в году;
- знает, сколько дней в неделе, недель в месяце, месяцев в году;
- производит простой звуковой анализ слов;
- пишет буквы и цифры или хотя бы часть из них;
- употребляет в речи простые и сложные предлоги;
- образовывает сравнительные степени от прилагательных;
- использует в активном словаре антонимы, синонимы, родовые понятия;
- умеет кратко пересказывать увиденное или прочитанное, отделяя первостепенное от второстепенного;
- способен коллективно фантазировать со сверстниками, совершенствуя и дополняя правила игры;
- умеет рассказать о себе;
- знает, как поддержать разговор со сверстником или взрослым;
- способен на длинный монолог;
- запоминает и использует полученную информацию в диалоге.
Социальные навыки:
- здоровается и прощается;
- благодарит за услуги и подарки;
- стремиться быть понятым как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников;
- проявляет симпатию и антипатию к людям;
- активно включается в коллективную деятельность;
- проявляет целеустремлённость и терпение, при воплощении поставленной задачи.
В 6 лет ребёнок уже чётко осознаёт собственное «я», умеет анализировать и отдавать себе отчёт в собственных действиях, ставить цели, а также чётко объяснять свои чувства. Формируются такие качества, как любознательность, сострадание, проявление заботы, самоуважение. Самооценка строится, исходя из анализа внешней оценки как взрослых, так и сверстников, и имеет тенденцию расти. В общении со сверстниками начинает просматриваться склонность к экстраверсии (предпочитает проводить время в компании, легко заводит новые знакомства и дружбу) и интроверсии (любит играть в одиночестве, имеет довольно узкий круг общения). По-разному общается с родителями, воспитателями и ровесниками. Знает, что можно сказать постороннему, а что нельзя. Память шестилетнего ребёнка развита на довольно высоком уровне. Он с лёгкостью запоминает тексты любимых песен, реплики персонажей из любимых сказок и с жадностью впитывает всё то, что вызывает у него какой-либо интерес или симпатию. Из-за того, что любая информация «фильтруется» личным отношением и предпочтениями, возникают первые трудности с пониманием и запоминанием неинтересных «школьных» предметов.
Уважаемые взрослые! Не заставляйте ребёнка «зазубривать» информацию, не поддавая её анализу. Способствуйте формированию у ребёнка мотивации учиться новому!